Черный Обелиск Московская группа «Черный Обелиск» возникла в 1986
году, благодаря усилиям Анатолия Крупнова (вокал, бас-гитара).
Музыкальный стиль коллектива менялся от жесткого хэви с элементами
трэш-метала до «новой тяжелой музыки» (термин А. Крупнова). Сильной
стороной творчества ЧО всегда оставались тексты, характер и тематика
которых также не остались неизменными. Название группы - «Черный
Обелиск» - позаимствовано из одноименного романа М. Ремарка и сочетает
мрачность, основательность, холод и строгость, что должно было отразить
музыкальное и сценическое кредо коллектива. Формально история
группы делится на три периода: 1) 1986-88 до временного распада ЧО, 2)
1990-97 до смерти лидера коллектива А. Крупнова 3) с 1999 года по сей
день. Другими исследователями деятельности команды (например, М.
Титовым) периодизация проведена по-другому: «Память о прошлом»
(1986-1995), «Крупский и сотоварищи» (1995-1997) и «Новейшая история»
(1999-…). Первый этап существования «Черного Обелиска» представлен
тремя концертными программами, которые были зафиксированы на
компакт-кассетах: «Апокалипсис» (1986), «Цветы Зла» (1987), «Серый
Святой» (1988). В составе насчитывалось четыре музыканта: Анатолий
Крупнов (лидер проекта), Николай Агафошкин (ударные), Юрий «Алексис»
Алексеев и Юрий «Ужас» Анисимов, которого в 1987 году сменил Михаил
«Ботаник» Светлов. Практически сразу группа начала давать
огромное количество концертов и выезжать на гастроли по России и
нынешнему ближнему зарубежью. Сценические шоу «Черного Обелиска» были
очень впечатляющими. Появление группы сопровождалось волчьим воем,
голосами из преисподней и завываниями ветра. Помимо звуковых эффектов
большое значение уделялось свету и пиротехнике. Паузы между
композициями заполнялись ревом огня, шумом дождя, ударами колокола,
боем часов, стонами, гулом толпы. Завершалось выступление ужасающей
какофонией звуков, обрывающейся оглушительным взрывом. В середине 1987
года на сцене появился «Папа» - вращающийся фосфоресцирующий череп в
половину человеческого роста с глазами-лазерами. Все это служило
прекрасным дополнением жестким и давящим композициям группы.
Нельзя не отметить, что значительное влияние на поэтическую и
композиторскую деятельность А. Крупнова в те годы оказало творчество
французского поэта ХIХ века Шарля Бодлера. Каждая композиция, созданная
с 1986 по 1988 год, проникнута настроениями «бодлеровского символизма».
В таких «хитах», как «Апокалипсис», «Абадонна», «Троянский конь»,
«Черный Обелиск», «Полночь», «Литании Сатане» раскрывались темы войны,
тоски по гармонии мира, страха, скитания и страданий. Песни «Сплин»,
«Фантастическая Гравюра» и «Цветы Зла» были написаны А. Крупновым на
стихи самого Бодлера. В 1988 году коллектив стал лауреатом первого
всесоюзного фестиваля хэви-метал-рока в Свердловске, а также фестивалей
«Металлопластика» и «Звуковая дорожка». В августе 1988 года группа
«Черный обелиск» прекратила свое существование и возродилась лишь в
середине 1990 г. В течение этого времени А. Крупнов выступал в составе
группы «Шах» и совершенствовал технику игры на бас-гитаре. Лидер ЧО
принял участие в записи альбома «Beware» 1989 года и в концертном туре
по городам Германии. Второе рождение «Черного Обелиска» на
московской сцене произошло 23 сентября 1990 года в рамках фестиваля
«Железный марш» во Дворце Культуры «Крылья Советов». В состав группы
вошли А. Крупнов, Михаил «Ботаник» Светлов, Юрий «Алексис» Алексеев и
Сергей Комаров (ударные). Музыканты активно приступили к работе над
новым альбомом «Стена», который вышел в марте 1991 года. Незадолго до
этого события погиб Сергей Комаров. На его место был принят Владимир
Ермаков, затем Василий Блошицкий и Игорь (Егор) Жирнов. В условиях
постоянной смены гитаристов записывался очередной альбом «Еще один
день», существующий в англоязычном и русскоязычном варианте. В него
вошли песни: «Город в огне», «Дорога в Никуда», «Дом желтого сна»,
«Убей их всех», «Война» и др. Оба вышеупомянутых альбома
представляют собой новый поворот в стилистике группы. Особенно
выделяется «Еще один день» с его чистым звучанием гитары, четкой
ритмической пульсацией и нестандартным использованием баса. Звучание
группы стало намного легче. Во время концертов на сцене больше не
появлялись черепа и скелеты, зато А. Крупнов большое внимание уделял
общению с аудиторией. Продолжалась активная гастрольная деятельность
«Черного Обелиска». Отметим тур 1992 года с группой Sepultura, концерты
1993 года с группой Accept и Faith No More. Коллектив принял участие в
шести фестивалях «Монстры Рока СССР», проводившихся под эгидой фирмы
"BIZ Enterprises". В 1993 году группу оставил И. Жирнов, которого
заменил Дмитрий Борисенков, участвовавший в перезаписи «Стены» и записи
нового альбома «Я остаюсь», состоявшихся в 1994 году. Очередной альбом
насчитывал 12 композиций, некоторые из них («96 град. + 415», «Я
остаюсь», «Дом желтого сна (часть 2)», «Кто мы теперь?», «Новая жизнь»
и «Про любовь») были выпущены на демо годом раньше. На записи можно
услышать клавишные (Р. Аюпов) и акустическую гитару (М. Кассиров).
В период 1995-1997 лидер «Черного Обелиска» активно участвовал в
совместных проектах с группами «Неприкасаемые», «Ван-Моо» и ДДТ, а
также снялся в фильме «Научная секция пилотов» и сыграл в спектакле
«Контрабас». Завершением творческих поисков должен был стать альбом,
записанный в рамках сольного проекта Крупнова «Крупский и СоТоварищи» и
развивающий акустическую линию предыдущего альбома «Я остаюсь».
Материал, озаглавленный «Чужие песни и несколько своих», увидел свет
лишь после смерти музыканта. Двойной альбом насчитывал двадцать песен,
для семи из которых Анатолий Крупнов успел записать вокал. Еще две
песни – более старые и ранее не выпускавшиеся. Одиннадцать оставшихся
треков музыканты Александр Косорунин, Александр Митрофанов и Дмитрий
Варшавчик сделали вместе с другими вокалистами. Спеть то, что не успел
Анатолий, согласились Гарик Сукачев, Константин Кинчев и другие наши
рок-звезды. Со смертью Анатолия Крупнова в 1997 году группа,
казалось, окончательно прекратила свое существование, но в 1999 году
возродилась вновь. В 2000 году «Черный Обелиск» вышел на московскую
сцену следующим составом: Дмитрий Борисенков (гитара, вокал), Юрий
Алексеев (гитара), Михаил Светлов (гитара), Данила Захаренков
(бас-гитара), Владимир Ермаков (ударные). В этом же году появился
знаменитый «Postальбом», созданный силами «сотоварищей» Крупнова,
которые наложили инструментальное звучание на вокальную партию
некоторых песен, записанных при жизни музыканта. Сама группа записала
сингл, в который вошли композиции из новой концертной программы: «Дым»
(посвящается А. Крупнову), «Там», «Ветры и туманы», «Тебя больше нет» и
кавер-версия песни «Seek and Destroy» группы Metallica.